Израиль

Расшифровка авиабилета. Таксы в авиабилетах s7 и из чего складывается стоимость перелета Что значит ндп в электронном авиабилете

Для перелета на авиалайнере необходимо приобрести авиабилет. Этот документ дает право на получение транспортировочной услуги, предоставляемой за определенную оплату специализированными компаниями-перевозчиками.

Авиабилет – небольшой по размеру документ, в котором указана вся информация о рейсе. Некоторые данные публикуются латинской транскрипцией и имеют множество специальных обозначений, не особо понятных для пассажира.

В статье мы рассмотрим, что означают специальные символы на авиабилетах, как их правильно читать и как расшифровать коды на билетах популярных авиакомпаний.

Правила чтения условных обозначений в авиабилетах

Если научиться правильно читать условные обозначения в обычных и , можно быстро отыскать номер своего рейса, выход на посадку и другие не менее важные значения, позволяющие пассажиру уверенно ориентироваться в аэропорту и в самолете.

В авиабилетах российских перевозчиков публикуется код бронирования, тарифный план, предусматривающий набор определенных услуг, а также дата и время вылета, номер выхода на посадку и запланированное время прибытия в пункт назначения (местное).

Код бронирования авиабилета

Код бронирования включает цифры и буквы. Их можно найти на бумажном билете и электронном, том числе и на маршрутной квитанции. Обычно код состоит из 6 знаков, но сейчас встречаются и коды из 5 символов.

Код бронирования нужен для того, чтоб узнать информацию о полете. Может применяться для изменения данных, подтверждения брони, при при авиабилета. Такой код на своем билете имеет каждый пассажир, который будет лететь на самолете.

Расшифровка класса обслуживания

Для самолетов выделяют несколько классов обслуживания. Их разница заключается в комфорте и стоимости за билет. Для каждого класса есть собственные буквенные обозначения.

Выделяют три основных класса обслуживания:

  1. Эконом класс.
  2. Бизнес класс.
  3. Первый класс.

Эконом класс является наиболее популярным вариантом обслуживания. Это недорогие билеты с базовым комфортом. В основном при таких перелетах за габаритный багаж надо заплатить дополнительно. Эконом класс имеет свою классификацию, что помечается в билетах. О допустимом весе багажа в самолете можно прочитать .

Применяются следующие обозначения:

  • W – премиум;
  • S, Y – экономичный класс по уровням комфорта;
  • B, H – билеты с разными скидками;
  • K, L – экономичный класс со скидками;
  • M – туристический;
  • N, Q, T, X, O – обозначения скидок;
  • V – молодежный тип билетов со скидкой;
  • G – групповой билет.

Бизнес класс имеет лучший комфорт, чем эконом, но и цены на него выше. Багаж можно провозить бесплатно. Регистрация вне очереди. Ожидать самолет можно в отдельном зале. Стюардессы предлагают более разнообразное питание. Часто предлагаются бесплатные алкогольные и безалкогольные напитки. Буквенных обозначений гораздо меньше, чем у эконома.

Расшифровка букв в авиабилетах бизнес класса:

  • J – премиум;
  • С – стандарт;
  • D, Z, I – скидочный билет в зависимости от типа скидки.

Билеты премиум класса самые дорогие. Отличаются повышенным комфортом. Обслуживание относится к категории VIP. Доступно большое вкусное меню, элитные напитки премиум класса. Можно провозить габаритный багаж. Соответственно, за такие услуги стоимость на билеты премиум класса выше всего.

Для билетов такого уровня приняты следующие обозначения:

  1. F – стандартный первый класс.
  2. P – улучшенный первый класс. Доступны телефоны, большие мониторы и широкие спальные места.
  3. А – первый класс с наличием скидки. Скидки могут предоставляться во время определенного сезона или праздников.

Коды тарифов авиабилетов

– это оплата, которую берет компания за обслуживание и оказание услуг во время полета. Тарифы могут быть самыми разными. В основном, стоимость напрямую зависит от класса обслуживания и маршрута, который выполняет самолет. Для уменьшения стоимости тарифа могут применяться скидки.

Буквы в билетах означают следующее:

Обозначение Расшифровка
SS Заблаговременная покупка билета от 3-х до 14 дней до даты вылета самолета. Билет имеет ограничения
ZZ молодежь до 24 лет
EE экскурсионный тариф
CD пенсионеры более 55 лет для женщин и более 60 для мужчин
QW билет в одно направление
RT тариф «туда и обратно»
1M тариф «туда и обратно» с возможностью возврата не позже, чем за 1 месяц до вылета
тариф «туда и обратно» с возможностью возврата не позже, чем за 3 месяца до вылета
APEX фиксированные даты полета
PEX билеты с ограничениями по бронированию, выкупу и датам перелета
Y эконом класс
W премиум класс
С бизнес класс

Другие полезные статьи о билетах:

Как читать остальные символы в билете на самолет

Среди оставшихся символов могут быть обозначения даты вылета и статуса бронирования. Форма оплаты и передаточная надпись с ограничениями.

Дата вылета обозначается так: первые 3 английские буквы месяца. Например, январь – JAN, август – AUG, декабрь – DEC.

Статус бронирования может иметь обозначение «ОК» – подтвержденный статус и «RQ» – запрос места на регистрации. Если билет был куплен для малыша до 2-х лет, который летит без места, то ставят буквы «NS».

Обозначения формы идут в виде шифра CASH – наличные. INVOICE или сокращенно INV – безналичная оплата билета. А сокращения типа «SU/KL ONLY» или обозначения других авиакомпаний означает действия билетов в пределах конкретных рейсов. В этом случае пассажир может пересесть с одного самолета на другой.

Кодировка российских и международных авиакомпаний – ИАТА

Кодировка – это индивидуальный идентификатор, который имеет 2 или 3 знака. Коды ИАТА выдаются Международной ассоциацией воздушного транспорта. Они нужны для удобного обозначения авиакомпаний.

Для примера, коды некоторых авиакомпаний России и мира:

Название авиакомпании Обозначение
Авиалинии Дагестана (Dagestan Airlines) N2
Авиалинии Саудовской Аравии (Saudi Arabian Airlines) SV
Австрийские авиалинии (Austrian Airlines) OS
Адрия Эйрвэйс (Adria Airways) JP
АЗАЛ – Азербайджанские Авиалинии (AZAL – Azerbaijan Airlines) J2
Аляска Эйрлайнс (Alaska Airlines) AS
Американ Эйрлайнс (American Airlines) AA
Белавиа (Belavia Airlines) B2
Бурятские авиалинии (Buryat Airlines) BU
Египетские авиалинии (Egypt Air) MS
Норвежские авиалинии (Norwegian Airlines) SK
S7 Airlines (С7 Сибирь) S7
Турецкие авиалинии (Turkish Airlines) TK
Чешские авиалинии (CSA Czech Airlines) OK
Японские авиалинии – ДЖАЛ (Japan Airlines – JAL) JL

Читаем символы на авиабилете Аэрофлот

Итак, у вас на руках оказался билет авиакомпании Аэрофлот. В нем находится около 22 граф, где указана основная информация о пассажире, типе перелета и дополнительные сведения, которые мы разберем.

Символы в билете означают:

  • NAME OF PASSENGER – фамилия пассажира, первая буква вашего имени и обозначения «мистер» или «миссис»;
  • FROM/TO – город вылета и назначения;
  • SU – код авиакомпании;
  • FLIGHT – номер рейса;
  • CLASS — класс бронирования;
  • DATE – дата вылета;
  • TIME – время вылета;
  • STATUS – статус бронирования;
  • FARE BASIS – вид тарифа;
  • NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER – не действителен до / не действителен после
  • FARE – тариф;
  • EQUIV/FARE PD – эквивалент тарифа;
  • TAX – такса;
  • TOTAL – общая сумма;
  • FORM OF PAYMENT – форма оплаты;
  • ORIGIN/DESTINATION – место отправления/назначения;
  • BOOKING NUMBER – номер бронирования;
  • ENDORSEMENTS / RESTRICTIONS — передаточная надпись/ограничения;
  • PASSPORT NUMBER – номер паспорта;
  • TICKET NUMBER – номер билета.

Авиабилеты разных российских авиакомпаний имеют идентичный формат заполнения, поэтому расшифровать бланки других компаний-перевозчиков не составит труда.

При выявлении обратитесь к специалисту, где был оформлен билет. Если пассажир оформлял маршрутную квитанцию самостоятельно через интернет и допустил ошибку в личных данных, не исправленную при проверке документа, такой билет будет считаться недействительным. Для исправления некорректной информации следует обратиться в стационарный офис перевозчика.

Авиабилеты могут быть приобретены разными способами: через авиакассу, авиакомпанию, турагентство или сайт онлайн-агентства, занимающегося продажей билетов. Сейчас у клиентов авиакомпаний пользуется популярностью услуга сайтов-агрегаторов, которые сами ищут по заданным пользователем параметрам (дата, количество пассажиров, их возраст, пункты отправления и прибытия) все на данный момент имеющиеся варианты перелета. Они сортируются по стоимости и по времени пересадки (если она есть). При покупке через сайт-агрегатор пользователь попадает на сайт онлайн-агенства, у которого имеется нужный ему билет, и дальнейшее оформление идет уже через него.

О том, оплачивается ли сервисный сбор за оформление авиабилетов, поговорим далее.

Из чего складывается стоимость авиабилета?

Тариф - это стоимость непосредственно перевозки. Например - перевозки из Москвы в Берлин с питанием на борту самолета. Именно эту сумму получает авиакомпания, предоставив вам услугу перелета. В общей стоимости билета эта цифра - базовая.

Сервисный сбор за оформление авиабилетов - что это? Материал, рассмотренный далее, даст всю нужную информацию.

Разные авиакомпании устанавливают свои тарифы, поэтому билеты по одному и тому же направлению могут существенно различаться в цене. Это зависит от политики авиакомпании, складывающейся из таких факторов, как наполняемость рейса, развитость конкуренции по данному направлению, сезонность и т. д.

Тариф - сумма фиксированная и не зависящая от даты вылета самолета и количества купивших билет пассажиров. Правда, две причины могут повлиять на его размеры. Во-первых, авиакомпания может изменить тарифы, а во-вторых, они иногда зависят от валютных колебаний, например - стоимости рубля по отношению к евро.

Для начала рассмотрим, как формируется цена на авиаперелет. Окончательная стоимость билета состоит из тарифа, сборов аэропорта и сервисного сбора за оформление авиабилетов компаний-посредников.

Покупая авиабилет какой-либо авиакомпании, важно знать, что на ее сайте (либо на сайте агентства) может быть опубликована только стоимость тарифной части. Цена кажется покупателю низкой, он начинает оформлять приобретение, и лишь в конце выписки ему указывается полная стоимость - со всеми сборами и наценками.

Сервисный сбор за оформление авиабилетов у различных агентств

Агентства добавляют свою наценку к стоимости авиабилетов за оформление. Ее размер зависит от их денежной политики. Если вы возвращаете билет по какой-либо причине, то сервисный сбор возвратить не удастся. Как правило, размер этого сбора невелик - примерно 100-200 рублей. Для информации: сервисный сбор за оформление авиабилетов на почте России взимается, так как почта сотрудничает со многими агентствами-посредниками.

Наценка агентства может быть фиксированной либо отличаться в зависимости от того, билет какой авиакомпании приобретается, от направления или иных условий. Но и сами авиакомпании часто устанавливают сервисный сбор за оформление авиабилетов - даже если вы приобретаете билет в ее кассе или на сайте. Например, компания "Эйр Балтик" берет 15 евро, если заказать авиаперевозку на ее сайте. Такой же сбор вы уплатите, если покупаете этот же билет в агентстве. Но оформят его вам на отдельной квитанции. "Аэрофлот" установил свою наценку в 800 р. Если вам повезло и вы покупаете билеты на распродаже, то общая его стоимость будет снижена, сервисный сбор за оформление авиабилетов же останется прежним.

Бывает и обратная ситуация. Иногда есть вероятность купить авиабилет без этой наценки - если агентство работает в сотрудничестве с авиакомпанией и на его компьютерах установлено ПО для бронирования перелетов на ее направлениях.

Чем отличаются тарифы?

Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда двое пассажиров, сидящих на соседних местах, выясняют, что приобрели билеты по ощутимо различной цене. Как такое возможно? Все дело в тарифах.

Стоимость тарифа зависит от класса обслуживания, маршрута полета, политики скидок, условий возврата и обмена, сроков действия авиабилета, размера скидки на "детское место", размера штрафов за возврат билета, возможности внесения изменений (например, поменять данные пассажира - имя, дату вылета) и др.

Тариф первого класса

Это самый дорогостоящий из тарифов. Он применяется исключительно на международных дальних рейсов. Пассажиры первого класса обслуживаются на самом высоком уровне, их перелет отличается весьма комфортабельными условиями: кресла, раскладывающиеся до лежачего состояния, возможность посмотреть фильм или скоротать время в баре. Пользование интернетом - тоже один из бонусов. При необходимости пассажир первого класса может отгородиться от остальных летящих с ним в одном салоне. И, естественно, для них имеется огромный выбор в меню. Существуют и различные иные бонусы.

Например, пассажиры этого уровня на рейсах "Эмитрейтс" могут воспользоваться душевыми кабинками, комфортной зоной отдыха, по просьбе им подается персональный автомобиль прямо к выходу из аэропорта.

Тариф бизнес-класса

Это широко распространенный тариф повышенной ценовой категории и комфортности. Он имеется у большинства авиакомпаний и практически на всех самолетах. Исключением являются два случая: во-первых, его нет на небольших по размерам моделях авиалайнеров, т. к. там просто нет возможности разместить отдельный салон для пассажиров этого класса; а во-вторых, его обычно не применяют лоу-костеры (низкобюджетные авиакомпании).

Цена бизнескласса выше, чем экономкласса. За доплату пассажиры имеют дополнительный уровень комфортности перелета - для них оборудован отдельный салон, более эргономичный дизайн кресел, их расположение тоже удобнее, чем в обычном салоне. Предусмотрена возможность бесплатного провоза дополнительного места багажа. Меню питания расширено, по сравнению с экономклассом.

Тариф экономкласса

Этот тариф отличается, прежде всего, правилами обмена и возврата билетов. Чем дешевле авиабилет, тем выше будет сбор за его возврат в кассу. И обратная зависимость: за дорогие билеты сбор авиакомпании при возвращении их будет ниже. Питание на борту самолета в данном случае не предусмотрено.

Важно знать, что количество авиабилетов каждого тарифа - строго ограничено. Так, если вы узнали, связавшись с авиакассой, что на данный рейс еще имеются билеты экономкласса, это не значит, что вы сможете их приобрести дня через два. Вполне возможно, вам назовут уже другую цену, что означает, что продаются билеты по другому тарифу, так как более дешевые уже распроданы.

Многие авиакомпании внедряют новую сетку тарифов, у них появились подклассы. К примеру, экономкласс предлагается в двух вариантах (и, соответственно, по двум ценам): билет с возможностью провозить багаж и предусмотренным вариантом возврата и билет без багажа и без возможности возврата. Разница между ними составит примерно 1-2 тысячи рублей.

Сборы аэропорта

Иные сборы (таксы) аэропорта, помимо платы за сам полет и обслуживание на борту, включают в себя местные налоги (в т. ч. и прохождение таможни) и топливный сбор. Ценовая политика у разных компаний настолько отличается, что сумма этих сборов может варьироваться в весьма широких пределах - от нуля до десятков и сотен единиц валюты на каждый билет.

Если говорить простыми словами, то такса - это издержка той или иной компании, которую она перекладывает на "кошелек" пассажира. Название таксы "топливный сбор" очень условно, так как она может подразумевать также наценки за услуги аэронавигации, которые предоставляют авиакомпаниям диспетчерские службы, за обслуживание (осмотры, ремонты, транспортировку и т. д.) самолета в аэропорту, страхование безопасности пассажиров и пр.

Помимо этого, существуют также и сбор за бланк (при оформлении не электронного билета) - он составляет примерно триста рублей; сбор систем бронирования, сбор за перелет над другим государством, сбор за вылет из другого государства и пр. Все это заложено (или, в отдельных случаях - не закладывается) в основную часть стоимости авиабилета.

Полеты с пересадками или "туда и обратно"

Рассмотрим ценовую политику для полетов с пересадками на конкретном примере. Есть два варианта перелета в Париж из Москвы. Это либо прямой рейс, либо рейс с пересадкой в Дюссельдорфе. Если расстояние (сумма миль) в обоих случаях будет одинаковым, либо различаться не больше чем на десять процентов, то рейс с пересадкой будет называться сквозным. А цена такого перелета будет либо равна стоимости прямого рейса, либо даже окажется немного ниже - как бонус за дискомфорт ожидания второго рейса в аэропорту.

Когда же сумма миль при полете с пересадками значительно выше, то авиакомпанией суммируются полные цены по отдельным сегментам перелета.

Покупка билетов на авиаперелет туда и обратно иногда (в основном на международных рейсах) обходится дешевле суммы двух билетов. Порой компании устанавливают правило, согласно которому более дешевый вариант возможен только при пребывании в месте прилета-вылета на протяжении от 12 часов и больше.

Как правильно учесть сервисный сбор за оформление авиабилетов в авансовом отчете? Об этом - ниже.

Как сэкономить?

Чтобы вероятность сэкономить на покупке авиабилетов возросла, следует знать некоторые простые приемы. Прежде всего, необходимо заранее запланировать дату вылета, так как бронирование полета за неделю, две или три даст вам вероятную возможность приобрести билеты по дешевому тарифу. Если вы прибываете в аэропорт назначения в ночь с субботы на воскресенье, есть возможность получить скидку. Самое хорошее, что может случиться при покупке билетов с желанием сэкономить - это акция. Их периодически устраивают все авиакомпании.

Важно помнить, что дешевый авиабилет всегда подразумевает некоторые ограничения. Минимальный тариф всегда является невозвратным. А именно - если вы по какой-либо причине не захотите или не сможете лететь, то даже аэропортные сборы, не говоря уж об иных наценках, вернуть получится далеко не всегда.

Бухгалтерский взгляд

Проводки сервисного сбора за оформление авиабилетов следующие: Дт 50.3 «Денежные документы» Кт 60.1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Услугу по сервисному сбору за бронирование авиабилета приходуют как правило на 26 счет.

Что касается НДС, то в книге покупок регистрируется квитанция авиабилета. Действующие нормативы позволяют принять к вычету сервисный сбор за оформление авиабилетов с НДС по сумме расходов на основании бланка строгой отчетности. Однако в нем должна быть выделена сумма рассматриваемого налога.

Сервисный сбор за оформление авиабилетов - налог на прибыль

К расходам на командировки сервисный сбор за продажу билетов не относится. Также данный сбор нельзя приобщить к отдельным платежам и сборам, который приведен в последнем абзаце пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Соответственно, комиссионный (сервисный) сбор, который уплачивается посреднической организации при покупке авиабилетов и не входит в тариф на перевозку, не может быть признан в качестве расхода на командировку для целей исчисления налога на прибыль.

Вместе с тем его можно признать для целей налогообложения прибыли как прочий расход, связанный с производством или реализацией, как сумму комиссии и иные подобные расходы за предоставленные услуги или выполненные работы сторонней организацией.

Авиакомпании относительно недавно стали указывать, из чего складывается стоимость билетов. В частности, Европейские авиалинии публикуют на своих сайтах и рекламных буклетах полную стоимость перелета только с 2012 году.

Но для многих людей все еще остаются непонятными указанные в соответствующих графах таксы – они кажутся излишней наценкой. Давайте же разберемся, что такое таксы в авиабилетах компании S7 Airlines и из чего складывается их цена.

Стоимость перелета включает в себя две составляющие . Первая – это тарифы, а вторая – собственно, сборы и таксы. Какая сумма получится при покупке авиабилета, зависит от многих факторов.

Тарифы

Под тарифом авиакомпании, в частности , подразумевают цену самого перелета . Тариф для своих услуг определяет каждая авиалиния. На его величину влияют политика авиакомпании, продолжительность рейса, протяженность маршрута, класс комфортности и сезон.

Существует также международная тарифная политика . Ее организатором выступила в свое время Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Эта организация непосредственно влияет на формирование тарифов и невозможность монополизации рынка. Благодаря этому тарифы на международные рейсы остаются фиксированными.

Сборы и таксы

Вторая часть стоимости авиабилета покрывает расходы аэропортов и наземное обслуживание самолетов. Под этим подразумевается обслуживание пассажиров в аэропорту, техническое содержание самолетов, реализация мер безопасности и др. Таксы устанавливаются аэропортом.

Сборы – это комиссия пассажиров за топливо, страховку, сервис (например, оформление билета). Некоторые из них взимаются за полет над иностранной территорией или вылет самолета из «чужого» аэропорта.

Обратите внимание! Цена перелета может меняться и из-за других факторов: изменения курса валют, вместительности самолета и др. Акции и скидки помогут хорошо сэкономить на стоимости перелета.

Таксы в авиабилетах S7 Airlines

Немалая часть цены билетов S7 Airlines состоит именно из такс , причем отказаться от них нельзя. В билете эти данные указываются возле общей стоимости перелета. Но для чего они нужны и можно ли их вернуть?

Зачем нужны таксы

Таксы предназначены для оплаты услуг аэропорта и систем бронирования . Каждому виду подобных доплат присвоена аббревиатура (YQ, ZZ, YR и др.). Некоторые из них невозвратные, и в случае возврата авиабилета вы вернете только тарифную цену.

Какие расходы включены в таксу

В основном в размер таксы включается обслуживание аэропорта и самолетов . Но некоторые из них покрывают и другие расходы авиакомпании – например, плата за неявку пассажира, за каждый пункт прилета и вылета (при рейсах с пересадками), предварительное бронирование места в самолете, предоставление специального питания, ценный багаж, отдых в ВИП-зале, возврат авиабилета и др. Это зависит от типа таксы.

Обратите внимание! Если вы были в командировке, и вам нужно сдать авиабилет в бухгалтерию своей фирмы, знайте, что в таком случае компенсируется итоговая стоимость билета (включая сборы и таксы).

Сборы в авиабилетах S7 Airlines

Наличие этой доплаты позволяет содержать аэропорты , на высоком уровне предоставлять существующие услуги и вводить новые.

Доплаты в авиабилетах могут включать в себя расходы на топливо, содержание аэрофлота, оплату автоматического бронирования, обеспечение авиационной безопасности и обслуживание аэропорта. Также существуют расходы на сервис – в этом случае оплачиваются услуги онлайн-букинга, оплата перевозки и т.д. Сервисная доплата не подлежит возврату.

Для справки. Иногда соотношение тарифа и доплаты выглядит нелепо. Например, можно найти рейс Москва-Сочи, где тариф за перелет составит 100 руб., а размер доплаты – 1500 руб.

Виды сборов и такс и их расшифровка в билете

Загадочные буквы в билете несут в себе много информации о предстоящем полете , если знать их смысл. Давайте разберемся с основными из них.

Виды такс и сборов Расшифровка
YQ Расходы на горючее. В таксу могут входить и другие платежи на усмотрение авиакомпании: диспетчерское и аэронавигационное обслуживание, техническое обслуживание самолета, обеспечение безопасности. Как правило, на регулярных рейсах входит в тарифную стоимость
ZZ Такса на оплату услуг аэропорта. Ее сумма устанавливается Транспортной клиринговой палатой, с которой работают многие российские перевозчики
YR Оплата системы бронирования. Будет ли указан это вид расходов, зависит от системы бронирования. Некоторые авиакомпании обозначают так топливный сбор
RI Оплата обслуживания пассажиров в аэропорту. Этот вид доплаты появился недавно – в 2018 году
XT Условное обозначение, объединяющее несколько сборов, если их много и в выделенных графах недостаточно места.

Заключение

Итак, стоимость авиабилетов в компании S7 Airlines остается довольно прозрачной – она складывается из тарифа и сборов и такс. Эти расходы, которые кажутся на первый взгляд излишними, необходимы для обеспечения комфортных условий для пассажиров на борту самолета и в предполетное время.

Теперь итоговая цена перелета не станет для вас сюрпризом при приобретении билета.

1. NAME OF PASSENGER (Фамилия и Имя пассажира).
Указывается латинскими буквами (в соответствии с написанием фамилии в заграничном паспорте). После фамилии через слеш пишется первая буква имени или имя полностью и через пробел обозначение (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По нормам IATA данное поле допускает до 3-х ошибок. В случае если билет был оформлен с применением возрастной скидки, в данной графе может также указываться дата рождения пассажира (в соответствии с требованием авиакомпании).

2. FROM/TO (Маршрут перелета).
Везде применяется английское написание названий городов и аэропортов. Каждый купон билета позволяет совершить перелет между двумя городами, которые на данном купоне выделены другим цветом (обычно темным). Города располагаются сверху вниз, то есть первый перелет будет между самым верхним пунктом и тем, который под ним. Если в городе несколько разных аэропортов, их трехбуквенные коды пишутся после города. В случае, если маршрут не умещается на одном бланке (один бланк может содержать не более 4-х полетных купонов), продолжение маршрута оформляется на следующем бланке, номер которого указывается в графе "CONJUNCTION TICKETS" (8).

3. STOPOVER (Индикатор "стоповер").
X/O (нет/да)) Если в данном городе происходит остановка более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или там стоит "О". В случае, если пассажир не задерживается здесь более чем на сутки, то в этой графе стоит "Х". Применение стоповера отражается на общей стоимости билета за счет аэропортовых такс, так как при отсутствии "стоповер", некоторые таксы не платятся, что позволяет удешевить билет.

4. CARRIER (Перевозчик).
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды определяются ИАТА (Международная Ассоциация Авиационного Транспорта) например: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France.

5. FLIGHT (Номер рейса).

6. CLASS (Класс бронирования).
Латинская буква, обозначающая принадлежность определенному классу. Обычно: F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X -экономичный класс.

7. DATE (Дата вылета).
Может быть фиксированной (в этом случае дата указывается в авиабилете). Может быть открытой - если на момент приобретения авиабилета пассажир еще не определился с точной датой своего перелета, в авиабилете в графе "Дата" проставляется код "Open". Для того, чтобы забронировать желаемую дату перелета, а затем проставить ее в авиабилете, пассажиру необходимо обратиться в агентство по продаже билетов или авиакомпанию.

8. TIME (Время вылета).
Указывается местное время вылета. Время прилета, а также время начала и окончания регистрации авиабилетов и оформления багажа в билете не указывается.

9. STATUS (Статус бронирования).
OK - гарантирует Вам место в салоне; NS - означает отсутствие места в салоне (для детей младше 2-х лет); RQ / SA - негарантированное бронирование / перелет возможен только при условии
наличия свободных мест. Обычно статус - "OK". Иногда возможна выписка билетов со статусом "RQ" (запрос места на регистрации). В билете для детей до 2-х лет, летящих без места - статус "NS".

10. FARE BASIS (Вид тарифа).
Буквенно-цифровое обозначение кода тарифа, по которому определяются условия применения данного тарифа.


11. NVB/NVA (Не действителен до / не действителен после) NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER.
Ограничения срока действия билета (если имеются). Другими словами, это дата, раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.

12. Норма бесплатного провоза багажа. Как правило, в данной графе указывается сумма в килограммах. Также, в данной графе авиабилета может быть указан код "PC " (встречается, в основном, на рейсах в/из/по Америке). Данный код означает, что пассажир может провезти 2 предмета багажа весом по 32 кг (не более!) каждый и, при этом сумма 3-х измерений (высота, ширина, длина) каждого из них не должна превышать, как правило, 158 см Билет по Европейским направлениям предусматривает провоз багажа в размере 20 кг для экономического класса и 30 кг для бизнес класса.

13. FARE CALCULATION (Расчет тарифа).
Расчет тарифа по участкам путешествия В этой графе приводится расчет стоимости авиаперевозки с указанием взимаемых сумм отдельно по каждому перелету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы 17. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы 22 и 25).

14. FARE (Тариф) Величина тарифа.
Указывается в валюте, принятой для расчета тарифа в месте начала первой перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Киев, то тариф будет указан в фунтах (GBP). В странах с неконвертируемой валютой (в том числе Украина и Россия) публикуют тарифы в долларах США. В случае,
если билет выписан по конфиденциальному тарифу (см. "Все о тарифах"), то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").

15. TOTAL (Всего).
Общая стоимость авиабилета. Указывается полная стоимость авиабилета (тариф плюс аэропортовые сборы без учета налога с продажи) в валюте пункта выписки билета. В Украине для разных авиакомпаний это могут быть как гривны, так и доллары США. Также здесь может стоять "IT" или "FORFAIT").

16. EQUIV / FARE PD (Эквивалент тарифа).
Указывается в случае необходимости, в валюте, принятой для расчета тарифа в месте продажи авиабилета, в случае, когда валюта, принятая для расчета тарифа в месте начала первой перевозки отличается от валюты, принятой для расчета тарифа в месте продажи авиабилета. Курс пересчета должен быть отражен или в графе 22 или 25 или 13.

17. TAX (Такса).
Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора. Если все таксы не помещаются в этой графе, то в последней графе указывается "общая" такса (сумма всех оставшихся). Здесь указываются дополнительные сборы за услуги, оказываемые в аэропорту: взлет, посадка, обеспечение безопасности и т.д. В большинстве стран аэропортовые сборы включены в стоимость авиабилета и оплачиваются заранее, но есть страны (Таиланд, Маврикий, Колумбия, Перу, Бразилия, Барбадос, Кения и некоторые другие), где взимается дополнительный сбор, оплачиваемый пассажирами наличными в аэропорту при вылете из страны.

18. FORM OF PAYMENT (Форма оплаты).
Форма оплаты авиабилета. Бывают следующие варианты: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC - номер кредитной карты - (кредитная карта).

19. ORIGIN/DESTINATION (Пункт отправления/назначения).
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту. Бывают также обозначения SITI, SOTO и так далее.

20. AIRLINE DATA (Номер бронирования).
Код данного бронирования в компьютерной системе (PNR CODE).

21. VALIDATOR PLACE (Поле валидатора).
Штамп агентства, продавшего билет. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса, то есть номер ИАТА. Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

22. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS (Передаточная надпись/ограничения).
Указание на ограничения по данному тарифу. Существует множество различных тарифов (годовой, экскурсионный, групповой, специальный тариф PEX, специальный тариф APEX, молодежный и т.д.). Условия применения этих тарифов могут быть различными. Как правило, чем дешевле авиабилет, тем более жесткие ограничения применяются к тарифу, по которому данный авиабилет был оформлен. Основные условия применения тарифа указываются в данной графе. Наиболее часто встречающиеся ограничения связаны со следующими операциями: "Rebooking" - перебронирование авиабилета "Refund" - возврат авиабилета "Endorsements" - возможность замены перевозчика (возможно указание на использование рейсов только определенного перевозчика - например, если в графе указано "LH ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Lufthansa") . "Rerouting" - изменение маршрута Наличие слов "No/Non" перед вышеуказанными терминами означает невозможность данных операций согласно применяемому тарифу. Наличие слова "fee" после вышеуказанных терминов и указания определенной суммы обозначает сумму штрафа за данную операцию согласно применяемому тарифу. Например "REB FEE USD50" или "NON REF" означает: "штраф за изменение бронирования - 50 долларов США" или "возврат билета невозможен". Наличие слова "free" после вышеуказанных терминов означает возможность бесплатного осуществления данных операций согласно применяемому тарифу "Fare restrictions apply" - означает, что существует ряд специальных ограничений по тарифу данного авиабилета. Эти ограничения, ввиду их многочисленности, не указываются в данной графе. Пассажир информируется о вышеуказанных ограничениях при бронировании авиабилета.

23. ISSUED IN EXCHANGE FOR (Выдан в обмен на...).
Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе 23 "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе 23 билета будет стоять номер этой квитанции.

24. CONJUNCTION TICKETS (Соединенный билет).
В этой графе указывается номер предыдущего / последующего авиабилета в том случае, если маршрут пассажира не умещается на одном бланке (поскольку бланк авиабилета может содержать максимум 4 купона, в авиабилете может быть обозначено не более 4-х перелетов). Согласно требованиям некоторых авиакомпаний (например, авиакомпании "Аэрофлот"), в данной графе указываются номера всех авиабилетов подобного маршрута.

25. ADDITIONAL ENDORSEMENT / RESTRICTIONS (Дополнительные ограничения).
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы 13 и 22.

26. TUR CODE (Тур код).
Код применяемый при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

27. Номер билета Код авиакомпании (первые 3 цифры). Например, 555 - Аэрофлот. А также плюс 10 знаков - порядковый номер авиабилета.

Авиабилет – это договор между авиакомпанией и Вами, в котором детально прописано, какие услуги, в каком объеме и на каких условиях авиакомпания обязуется предоставить. Чаще всего авиапутешественники задаются вопросом, чем отличается тот или иной тариф, а также как понять нечитабельный на первый взгляд набор сокращений, кодов и символов, который Ваш турагент осмелился назвать авиабилетом.

Что ж, будем разбираться с матчастью.

Читаем авиабилет

При покупке в авиакассах Вам могут выдать один-два листа (и больше) формата А4, испещренный непонятными сокращениями.

Вот так, например, выглядит билет, который я купил в одной из киевских авиакасс на рейс авиакомпании TAP Portugal по маршруту «Лиссабон – Фуншал (Мадейра) – Лиссабон». Справедливости ради уточню, что вместе с этим билетом агентство мне вручило и обычный билет на стандартном бланке. Но основной документ для всех авиалиний, таможенников, посольств и т.п. именно тот, сканокопия которого приведена ниже. Билет же на стандартном бланке сейчас требуется разве что для деловых путешественников при финансовом отчете о командировке.

Большинство авиакомпаний и авиакасс направляют пассажирам на электронную почту более понятные адаптированные варианты билетов, но некоторые все же не удосуживаются придать документу более «читабельный» вид. И присылают на email электронные билеты в plain-виде – что ж, это международный стандарт, понятный всем специалистам, имеющим отношение к пассажирским авиаперевозкам.

Все сокращения и коды – стандартные, что позволяет легко прочитать его.

Ниже на примере моего билета разберем наиболее часто употребляемые термины.

1. NAME OF PASSENGER – имя и фамилия пассажира.

Указывается только в латинской транскрипции (написании). После фамилии через слеш пишется первая буква имени или имя полностью и через пробел обозначение (MR – мистер, MRS/MSS – мисс или миссис). По нормам IATA данное поле допускает до трех ошибок. Но некоторые авиакомпании практикуют более жесткие стандарты, например, при полетах в Израиль или США. Не допускается ни единой ошибки, а внесение исправлений в билет будет платным.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: Имя и фамилия скрыты.

2. FROM/TO – маршрут перелета.

Везде применяется английское написание названий городов и аэропортов. Каждый купон билета позволяет совершить перелет между двумя городами. Города располагаются сверху вниз, то есть первый перелет будет между самым верхним пунктом и тем, который под ним. Если в городе несколько разных аэропортов, их трехбуквенные коды пишутся после города.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: LIS (Лиссабон) и FNC (Фуншал – аэропорт Мадейры).

На фото ниже – аэропорт Мадейры.

3. CARRIER – перевозчик.

Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды определяются ИАТА (Международная Ассоциация Авиационного Транспорта), например: LH – Lufthansa, AF – Air France, PS – МАУ.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: TP (TAP AIR PORTUGAL).

4. FLIGHT – номер рейса.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: TP1615 (Лиссабон – Фуншал) и TP1664 (Фуншал – Лиссабон).

5. DATE – дата вылета.

Если прибытие на день, следующий после дня вылета, то после даты вылета ставится «+1».

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 04 NOV (Лиссабон – Фуншал) и 13 NOV (Фуншал – Лиссабон), это значит, что из Лиссабона пассажир вылетает 4 ноября, а обратно – 13 ноября. Нигде «+1» не стоит, значит, что рейс вылетает и приземляется в один и тот же день.

6. TIME – время вылета.

Может еще указываться DEPART (время вылета) и ARRIVE (время прибытия).

Всегда местное время пункта вылета.

Обратите внимание, что в plain-text версии билета никаких знаков препинания между часами и минутами нет.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: DEPART 0745, ARRIVE 0930 и DEPART 2115, ARRIVE 2250, это значит, что пассажир вылетает из Лиссабона в 07:45 утра, прилетает на Мадейру в 09:30, а обратно вылетает в 21:15 и прилетает в Лиссабон в 22:50.

7. FLYING TIME – продолжительность полета.

Указывается количество часов (HRS) и минут (MINS).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 01HR 45MINS и 01HR 45MINS, это значит, что полет туда занимает 1 час 45 минут, назад – 1 час 35 минут.

8. STOPOVER – Индикатор «стоповер». X/O – (нет/да).

Если в данном городе происходит остановка более чем на 24 часа («стоповер»), то это поле пусто или там стоит О. В случае, если пассажир не задерживается здесь более чем на сутки, то в этой графе стоит Х. Применение стоповера отражается на общей стоимости билета за счет аэропортовых такс, так как при отсутствии «стоповер», некоторые таксы не платятся, что позволяет удешевить билет. Если билет прямой (без пересадок и технических остановок), то будет указано NON-STOP.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: NON-STOP, т.е. билет без пересадок.

9. BAGGAGE – норма бесплатного провоза багажа.

0PC – билет не предусматривает бесплатный провоз багажа, 1PC – одно место зарегистрированного багажа, 2PC – два места зарегистрированного багажа. Иногда в скобках указывается вес. Например у МАУ на большинстве рейсов в эконом классе можно провезти одно место зарегистрированного багажа весом до 23 кг, соответственно, указывается 1PC(1х23). В бизнес-классе на этих же рейсах обычно можно провозить 2 места весом 32 кг каждый – указывается 2PC(2х32).

Если вес не указан, то он является стандартным для данной авиакомпании.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 1PC, это значит, что помимо ручной клади пассажир эконом-класса может взять зарегистрированный багаж весом до 23 кг (стандарт TAP AIR PORTUGAL).

10. SERVICE – сервис на борту, обычно подразумевается бортовое питание.

Может быть MEAL (предоставляется бортовое питание) или NO MEAL (бортовое питание не предоставляется). Иногда используется формулировка SNACK (легкая закуска). Если во время рейса будут кормить несколько раз, то рядом со словом MEAL будет цифра, указывающая количество приемов пищи.

Также примите к сведению, что обычные авиакомпании предложат пассажиру бесплатно воду, даже если на рейсе не предусмотрено бортовое питание. На рейсах лоукостов даже вода будет за дополнительную плату.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: MEAL, это значит, что пассажира на этом рейсе покормят один раз.

11. EQUIPMENT – оборудование.

Тут указывается тип воздушного судна.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: AIRBUS INDUSTRIE A319, т.е. рейс выполняется на самолете A319.

12. FARE – тариф.

Тариф в валюте страны вылета (начала перевозки), т.е. цена билета без сборов. В странах с неконвертируемой валютой (Украина) публикуют тарифы в долларах США или евро. Иногда тариф бывает скрыт под аббревиатурой IT или FORFAIT.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 43.00, причем в расшифровке сначала указана цифра 24.00, а затем 19.00, это значит, что «чистый» тариф из Лиссабона на Мадейру составил 24 евро, а обратно – 19 евро.

13. TAX – такса.

Двухбуквенное обозначение и сумма аэропортового сбора. Если все таксы не помещаются в этой графе, то в последней графе указывается «общая» такса (сумма всех оставшихся).

Обратите особое внимание на таксу YQ – это сбор за бронирование. При покупке на сайте авиаперевозчика он либо вообще отсутствует, либо составляет символические 2-3 евро. Ниже в примере видно, что в моем случае при обращении а кассу я заплатил почти 30 евро (286YQ – 286 грн. за бронирование по курсу 2012 года, когда был куплен билет). Если бы я купил билет самостоятельно на сайте авиакомпании, то эта такса была бы в разы меньше.

Вывод: покупать билеты нужно по возможности на официальных сайтах авиакомпаний.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА:

80PT – 80 грн. (если после цифры не обозначена валюта, то расчет производится в валюте стране приобретения билета);

226YP – 226 грн.;

286YQ – 286 грн. за предоставление услуг бронирования билета.

14. TOTAL – всего.

Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета. В Украине для разных авиакомпаний это могут быть как гривни, так доллары США или евро. Также здесь может стоять IT. Слово END после обозначения стоимости значит, что это окончательная стоимость, которая не будет меняться.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 1015 UAH, т.е. полная стоимость билета составила 1015 грн. Билет был куплен в 2012 году, т.е. по тогдашнему коммерческому курсу, он мне обошелся около 100 евро в обе стороны со всеми сборами.

Как видим, сборы составили около трех четвертей всей стоимости, а чистая цена – лишь четверть. Это нормальная практика для случаев, когда билет куплен по низкой цене.

15. EQUIV/ FARE PD – эквивалент тарифа

Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 423, это значит, что эквивалент стоимости тарифа составил 423 грн. (соответствует 43 евро).

16. FORM OF PAYMENT – форма оплаты.

Форма оплаты билета. Бывают следующие варианты: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC – номер кредитной карты – (кредитная карта).

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CASH, это значит, что билет был оплачен наличными в офисе авиакассы в гривнях по курсу НБУ на день покупки.

17. STATUS – статус бронирования.

Обычно статус – OK или CONFIRMED. Иногда возможна выписка билетов со статусом RQ (запрос места на регистрации). В билете для детей до 2-х лет, летящих без места – статус NS.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CONFIRMED, это значит, что билет оплачен и все данные пассажира внесены.

18. TICKET NO – номер билета.

Первые три цифры – код авиакомпании. Например, 566 – «Международные Авиалинии Украины».

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 047 (последующие цифры скрыты – конфиденциальные данные), это код авиакомпании TAP Air Portugal.

19. CLASS – класс бронирования.

Латинская буква, обозначающая принадлежность определенному классу. Обычно: F, P, A – первый класс. J, C, D, I, Z – бизнес класс. W, S, Y, B, H, K, L, M, N, O, Q, T, V, X – экономичный класс.

Класс бронирования имеет значение в частности при расчете миль, которые будут начислены на карту часто летающего пассажира.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: T и O, т.е. эконом-класс.

20. PNR CODE – номер бронирования.

Буквенно-цифровой номер бронирования.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: скрыто – конфиденциальные данные.

21. NVB/NVA – не действителен до/ не действителен после.

Дата раннее которой и позднее которой соответственно нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства «жестких» льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону.

В некоторых случаях информация по данному пункту содержится в графе ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS.

22. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS – передаточная надпись/ограничения.

В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность «передачи» (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано LH ONLY, то это означает, что данный билет действителен на рейсах Lufthansa. Также здесь указываются разрешенные действия по данному тарифу. Например, REB FEE USD50 или NON REF означает: «штраф за изменение бронирования – 50 долларов США» или «возврат билета невозможен».

Часто используются следующие сокращения:

CHNG PEN – возможна перебронировка на другой рейс со штрафом (буквально: CHANGE PENALTY);

FARE RESTR APPLY – по данному тарифу есть ограничения (буквально: FARE RESTRICTIONS APPLY);

NONREBOOK – билет не может быть перебронирован;

NONREF – билет не может быть сдан.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: CHNG PEN/ FARE RESTR APPLY/ NONREF, это значит, что билет не может быть сдан, но при необходимости можно перебронировать вылет на другое время или другую дату, уплатив при этом штраф и, возможно, разницу в тарифах, также по данному тарифу есть другие ограничения.

23. ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS – дополнительные ограничения.

Содержит информацию, не поместившуюся в графу ENDORSEMENT/RESTRICTIONS.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано.

24. VALIDATOR PLACE – поле валидатора.

Иногда указано как IATA NUMBER. Штамп агентства, продавшего билет. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса, то есть номер IATA или код авиакомпании, в кассе которой куплен билет. Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: 723 22051, это индивидуальный IATA-номер агентства, где был куплен билет.

25. ISSUED IN EXCHANGE FOR – выдан в обмен на.

Если билет обменян, то в эту графу заносится номер первоначального билета.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано, значит, что билет не был обменян.

26. TOUR CODE – туристический код.

Код, применяемый при выписке конфиденциальных и специальных тарифов.

В ПРИМЕРЕ БИЛЕТА: ничего не указано, это значит, что билет куплен по стандартному тарифу.

Изучайте правила тарифа

В большинстве случаев на один и тот же рейс одна и та же авиакомпания предлагает несколько вариантов класса обслуживания (от двух) и несколько десятков вариантов тарифов. Поэтому цена на один и тот же рейс для разных пассажиров может существенно отличаться.

Тарифы обычно учитывают такие факторы, как возможность и условия возврата билета, возможность и условия изменения даты вылета, возможность неявки на рейс, условия провоза ручной клади и багажа. Это основные, хотя далеко не все составляющие.

В качестве примера рассмотрим авиабилет «Ивано-Франковск – Валенсия – Ивано-Франковск» (вылет из Украины – 30 сентября, вылет назад из Испании – 15 октября 2016 года).

Билет по этому направлению на момент написания данного текста можно было купить за 3766 грн. (около 150 долларов США) туда и обратно со всеми сборами по тарифу «Только ручная кладь» .

Тот, кто покупает билет по этой стоимости, должен понимать, что возврат билета не разрешен, изменение даты вылета возможно с доплатой (со штрафом), а при неявке на рейс тариф не возвращается.

Кроме того, эта цена действует только при условии, что пассажир будет лететь без багажа, а только с крупной ручной кладью (12 кг для участников программы лояльности МАУ Panorama Club и 7 кг для тех пассажиров, кто не зарегистрировался в этой программе).

С другой стороны, если Вы планируете лететь налегке и уверены в том, что даты поездки не будут меняться, то 150 долларов США – отличное предложение для прямого перелета из Украины на популярный испанский курорт и назад.

Также на этом рейсе возможны тарифные модели «Промо» (все билеты уже проданы), «Эконом» (8019 грн. – около 320 долларов США), «Гибкий эконом» (11522 грн. – около 460 долларов США).

И, наконец, последняя тарифная модель – «Бизнес» . Ее преимущество в том, что пассажир может менять дату вылета без каких-либо дополнительных доплат, причем делать это неограниченное количество раз (сколько будет рейсов по этому направлению и в зависимости от наличия свободных мест). При сдаче билета к пассажиру не применяются штрафные санкции (только удерживается сервисный сбор, если билет куплен в кассе, а не на сайте перевозчика). Также при неявке на рейс не применяются штрафные санкции.

Еще одно важное преимущество данного тарифа, о котором часто забывают упомянуть, – это возможность взять с собой почти в 3 раза больше багажа. Если другие тарифы предполагают только одно место багажа до 23 кг, то в «Бизнесе» – 2 места по 32 кг (т.е. совокупно 64 кг). Цена этого билета по тарифу «Бизнес» составляет 17527 грн. (около700 долларов США).

Что еще важно, большинство авиакомпаний позволяют приобрести билет туда по одной тарифной модели, а обратно – по другой. Например, Вы знаете, что точно полетите из Ивано-Франковска 30 сентября налегке, а дата обратного вылета Вам окончательно неизвестна, но с собой у Вас будет два чемодана с покупками. Или вообще Вы решите сдать этот билет и улететь назад другой авиакомпанией. Что ж, возможно, что в таком случае есть смысл купить билет туда по тарифу «Только ручная кладь» , а обратно – «Бизнес» . Такой билет Вам обойдется 10646 грн. (около 425 долларов США).

Также у МАУ есть тарифы «Самый низкий» и «Премиум Эконом» (по сути это бизнес-класс, но с некоторыми ограничениями) – на рассматриваемом нами рейсе билеты по этим тарифам не продаются.

С тарифами соотносятся классы бронирования – в зависимости от класса, пассажир после перелета на каждом рейсе получает то или иное количество миль (бонусов) на свою карту часто летающего пассажира (Panorama Club, Miles & More, Flying Blue, One World и т.п.).

Иногда есть смысл переплатить и купить билет по немного более дорогому тарифу, но при этом заработать больше миль. Это актуально в тех случаях, когда Вам не хватает какого-то конкретного количества миль для оформления наградного авиабилета.

В качестве примера ниже приведена таблица с описанием основных тарифов МАУ.

Многие авиакомпании (в частности, Lufthansa, Air France, даже бюджетная Vueling) показывают в своих онлайн-системах бронирования количество билетов, которые остались по тому или иному тарифу. МАУ такой возможности, к сожалению, пока не предоставляет.

Мы рассмотрели на примере МАУ наиболее распространенные тарифные модели. Аналогичные им используют практически все крупные перевозчики, названия тарифов несущественно отличаются у разных авиакомпаний, но суть одна – чем больше свободы у пассажира в выборе дат, возможности сдать билет, воспользоваться дополнительными услугами, тем дороже этот билет будет стоить. И наоборот.

Если Вы приобрели билет в авиакассе или на сайте иностранного перевозчика, уточните сразу же, какие правила применяются к Вашему билету, что значат те или иные обозначения.

А если что-то непонятно, какие-то детали требуют уточнения, то во избежание неожиданностей звоните на «горячую линию» перевозчика.